Я выбираю диалог.

20.02.2013 22:06

 

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло;  сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но, и в первую очередь, в душах и в сердцах.

Ш. А. Амонашвили

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» -  восклицал когда-то Лев Толстой. Пожалуй, нет в мире взрослого человека, который не мечтает вернуться в эту золотую, беззаботную пору. Но дети, наши ученики, напротив, хотят быстрее стать взрослыми, стремятся к свободе. И эта страсть объясняет шалости, неразумные, порой опасные затеи детей. Это шалит не Ребёнок, это Природа продолжает в нём свой поиск, своё становление. Детство это не застывшее состояние беспечности. Настоящее детство сложный, порой мучительный процесс взросления и это жизнь Ребёнка. Надо помочь открыть Ребёнку саму жизнь, научить его вести наблюдения над явлениями жизни, выбрать в ней верный путь. Но процесс обучения содержит в себе принуждение, то есть ограничение свободы Ребёнка и это рождает сложности в общении Ученика и Учителя. Я уверена, эти сложности можно избежать, если наши отношения будут  исходить из принципов гуманизма. Сохранение индивидуальности, свободы ребёнка, недопущение обезличивания детей – одно из самых важных направлений  гуманизации пространства детства.

Я вхожу в класс. Они – из завтрашнего дня, я – из своего времени. Они - со своим опытом общения,  я - со своим. У них своё отношение к уроку, к школе, к жизни, у меня своё. При  каких условиях мы, Учитель и Ученик, услышим и обогатим друг друга?

Да, по возрасту, по характеру, по интересам – мы не равны. Но как представители человеческого рода – мы одинаковы! Именно в подлинно человеческом мы понимаем друг друга. Каждый из нас нуждается в любви, в уважении, в понимании, хочет найти своё место среди других. Что же это значит  для меня? Только то, что наши отношения должны быть обращены  к человеческой природе,  к интересам личности, к Человеку.

Мне интересен любой Ученик. У каждого свой характер, можно облагородить и возвысить его сущность, но изменить его нельзя. Каждый Ученик – свой мир, своя загадка, каждый уникален, уникальны и наши с ним отношения. Он, этот Ученик, ничего мне недолжен. Он не обязан отвечать моим требованиям. Это я, Учитель, должена соответствовать своему званию – «Понимающий» и  «Помогающий».

Поэтому я, взрослый человек «не тороплюсь взрослеть». Я стараюсь вспомнить, что я чувствовала, когда была маленькой, что меня радовало и огорчало. И это помогает мне понять моего Ученика, помогает строить общение с позиции человеческого равенства, исходящего из формулы «Ты уже взрослый!». Я даю возможность ученику почувствовать себя взрослым, от которого ждут взаимного доверия, уважения, понимания. Для общения с учениками я выбираю диалог. Именно диалог может удовлетворить страсть Ребёнка к взрослению, к свободе. Именно в диалоге Личность может услышать, познать себя и других, найти своё место в жизни. И главное условие такого общения -  гуманизм:  любовь к Ребёнку, вера в его возможности, сотрудничество и сотворчество, взаимное уважение и взаимная обязанность.

Начиная свой урок, я не ставлю перед Учеником условий. До условий нужно ещё дорасти. Мы создадим их вместе. Придумаем негласные правила, договоримся  о совместной деятельности. Но только если мы, Учитель и Ученик, встретимся. И тогда я говорю своему ученику : «Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты уникален!» Пусть каждый ищет свой путь познания, понимания, деятельности. А я лишь помогу – удивляясь, восхищаясь и радуясь, когда Ребёнок совершит достойный поступок, проявит смекалку и сообразительность, мыслит сосредоточенно. Я найду в каждом качество, которым можно гордиться, научу видеть хорошие стороны – свои и окружающих.

Главный принцип моей воспитательной деятельности - гуманное отношение к Ученику: уважение и признание его ценности  как  личности, сохранение за ним право на свободное развитие, и утверждение БЛАГО РЕБЁНКА как критерия наших отношений.